Кроме официальных «Правил», которые являются для нас законом, существуют еще и «неписанные правила», которые, однако, тоже крайне рекомендуется выполнять. Это, в первую очередь, правила поведения в «толпе». Движение в группе велосипедистов накладывает определенные ограничения на КАЖДОГО. При возникновении нештатных ситуаций он должен думать не только о себе, но и о тех, кто едет рядом.
Правила торможения.
При езде в коллективе тормозить нужно, соблюдая осторожность. Дело в том, что вы частично закрываете обзор тем, кто едет за вами. В результате они могут просто не увидеть причину, по которой вы начали резкое торможение, и въедут вам в спину. При движении колонной необходимо избегать торможения, а если это невозможно, то тормозить следует плавно, заранее предупреждая товарищей поднятой вверх рукой. Какие есть альтернативы торможению? Маневр! Например, вы, двигаясь в колонне, увидели перед собой выбоину в асфальте, или вам навстречу выбежала кошка. Что делать? Ну, кошку можно игнорировать – пусть сама решает свои проблемы. А от ямы «уйти» не всегда удается. Возможно ваше спасение не в торможении, а в маневре!
Маневры в колонне
Маневрировать в колонне надо уметь. Во-первых, справа и слева от вас едут другие байкеры, и вы можете с ними столкнуться. Такие столкновения часто приводят к завалам. Это еще опаснее, чем столкновение с автомобилем. Соответственно, маневрировать нужно плавно, опять же, предупреждая товарищей жестами руки.
Но что делать если дорожная обстановка преподносит сюрпризы? Ведь резкие движения бывают следствием появления именно чего-то внезапного. Существуют универсальные советы: При движении в колонне меньше глядите по сторонам и больше уделяйте внимания дороге. Многие «внезапные» вещи на самом деле не так уж «внезапны»! Вполне можно предсказать, когда, к примеру, от обочины отъедет машина, можно заранее увидеть яму и так же заранее и плавно изменить траекторию вашего движения. Если вы не уверены в своих силах, занимайте место в конце колонны, но не забывайте о дистанции!
Дистанция
В завалах лучше участия не принимать. Заметно повышает безопасность движения соблюдение дистанции. Дистанция бывает продольная и поперечная. «Продольная» - это расстояние от вас до едущего впереди (или сзади) байкера. «Поперечная» - это понятно.
Кстати, дистанция обеспечивает безопасность не только не только при езде в группе велосипедистов. Чем больше ваша «поперечная дистанция от потока машин, тем меньше вероятность того, что кто-то намеренно или случайно вас заденет, или вас собьет потоком воздуха от обгоняющей фуры.
Хорошо известно, что при наезде заднего байкера на переднего, падает обычно задний. То есть если вы не рассчитав расстояние, наехали на человека спереди, то будете наказаны за это падением. Если обстановка вокруг неспокойная, то лучше обезопасить себя лишним метром спереди. Если вы едете среди знакомых людей по загородному шоссе, на котором сюрпризов не ожидается, то можно держать дистанцию поменьше.
© «Современный велосипед» 2005.
