Ошибка 1. Подними седло!
Сколько раз вы видели маунтин-байкера с опущенным, как у гонщика BMX, седлом? Горный велосипедист - частично ездок, частично мотор. Слишком низко опущенное седло может снизить мощность вашего мотора вдвое! Контролировать байк легче не станет, но чем сильнее вы будете нажимать, тем чаще начнут болеть колени. Установите седло достаточно высоко, чтобы ваше колено было согнуто лишь слегка, когда нога находится в самом низком положении цикла педалирования. Если необходимо, опустите седло на 1 -1,5 см от этого положения, не более. Ноги должны касаться земли для ходьбы, а не для езды на велосипеде. Для определения точной высоты седла измерьте расстояние от верхней точки берцовой кости до пола и умножьте его на 0,883 - это и будет расстояние от центра каретки до верхней части центра седла.
Ошибка 2. Полегче дави на тормозные ручки!
Держите на тормозе два пальца, а не руку. Начинающие часто хватаются всей рукой за тормозные ручки при малейшей опасности. Кроме того, что это верный способ перелететь через руль, при этом теряется контроль над велосипедом, так как не остается пальцев на ручках руля. Держите на руле, по крайней мере, мизинец и безымянный палец - оставшихся двух пальцев вполне достаточно для торможения. К тому же, современные тормозные ручки частенько так и разрабатываются, чтобы на них помещалось только два пальца.
Ошибка 3. Используйте не только задний тормоз!
Не верьте тому, кто говорит, что передним тормозом небезопасно пользоваться. Многие новички часто используют только задний тормоз, куда бы они ни ехали. Однако вне дороги передний тормоз - основной игрок. Почти весь вес велосипеда перемещается на переднее колесо при торможении, на спуске. Для начала научитесь пользоваться передним и задним тормозом одинаково хорошо. Защититесь от передавливания переднего тормоза в случае опасности, держа на заднем тормозе два пальца, а на переднем - один. Вслушивайтесь в звук, издаваемый покрышками о землю, как только колесо оказывается заблокированным, немножко отпускайте тормоз, чтобы колесо вращалось. Не важно как медленно: пока колеса вращаются, вы можете управлять велосипедом. На зажатых колесах повернуть почти невозможно.
Ошибка 4. Слезайте назад!
Одна из распространенных причин падений на спусках заключается в том, что велосипедист неожиданно пугается, зажимает тормоза, подается вперед седла и пытается зацепиться ногами за землю. Обычно продолжение сценария таково: велосипедист ударяется ногами о руль и дальше "спускается" отдельно от велосипеда, кувырком. Когда вы проходите спуск и понимаете, что теряете контроль над байком, нужно, оставляя одну ногу на педали, сместить корпус тела назад, лечь животом на седло и попытаться остановиться другой ногой. В этом положении можно слезть с велосипеда и спускаться дальше на ногах (а не на спине).
Ошибка 5. Не переборщите с одеждой!
Многие начинающие велосипедисты любят кататься в джинсах, свитерах, теплых спортивных костюмах и т.д. Полегче! Теплая одежда быстро доведет велосипедиста до "точки кипения". Свитера и джинсы быстро впитывают пот, становятся мокрыми, и поэтому вы в них можете еще и замерзнуть, если остановитесь, да и не очень приятно кататься в насквозь промокшей от пота одежде. Используйте легкие прохладные ткани, которые прекрасно впитывают пот тела и защищают от ветра, такие как нейлон или лучше специальные хай-тен материалы (Gore-Tex и др.). Лучше всего, чтобы вам было прохладно, когда вы выезжаете, иначе есть опасность свариться уже через 20 минут прогулки.
Ошибка 6. "Верблюжья" болезнь.
Спортсмен, организм которого хорошо снабжен водой, может ехать около двух часов (в прохладную погоду) перед тем, как он начнет страдать от обезвоживания. Начинающие редко пьют, даже если вода у них есть. Чтобы не чувствовать себя после езды разбитым, нужно пить, по крайней мере, каждые 15 минут, даже в холодную погоду. Это спасет вас от болезненных ощущений в мускулах и от ненужных страданий в конце поездки.
Ошибка 7. Полегче в начале!
Велосипедист, который более месяца не катался, может ехать довольно быстро, даже если он в плохой физической форме. Не пытайся всех победить, если вы в первый раз за долгое время выехали на тропу! Катание на байке доставляет так много удовольствия, что мы все хотим сразу же гнать со всей дури. Осторожно! Если вы сожжете все запасы своего тела в начале дня, потом будет не так весело. Езжайте спокойно, пока вы не проехали большую часть пути.
Ошибка 8. Эй, я сейчас упаду!
Ваши глаза - это продолжение вашего мозга. Новички часто страдают от фиксации на различных объектах, встречающихся на пути. Если на тропинке появляется здоровый камень, корень или яма, они смотрят на это, думая, что делать, и едут прямо в центр препятствия. Почему? Глаза так влияют на ваш мозг, что неосознанно ведут вас туда, на чем вы их фокусируете. Заставляйте себя смотреть на безопасные пути. Смотрите за поворот, а не на его крутые края. Если и вправду хотите свалиться с горы, взгляните вниз - и вы свалитесь!
===================
UPD by Lioha
-----------
Немного о переключениях передач:
Переключение скоростей во время подьёма
Если понимаете, что переключаете передачи по необходимости - значит, Вы уже пропустили оптимальный момент для переключения. Значит, Вы не сохраните нужный ритм и инерцию движения. В следующий раз будьте предусмотрительнее. Никогда не переключайте скорости при сильном педалировании, что приводит к быстрому износу компонентов.
Самая распространенная ошибка – редкое использование переднего переключателя. Переключитесь сзади на удобную звездочку и работайте с передним переключателем. Вы почувствуете на сколько быстрее находите нужную передачу, ведь эффект от одного переключения на передней звездочке можно сравнить с эффектом от переключения на две звездочки задней кассеты, а времени тратится значительно меньше!
Появляется возможность быстро набирать нужную скорость движения с помощью одного переключения. Затем, когда Вы войдете в ритм движения, у Вас будет шанс с помощью заднего переключателя точнее скорректировать передачу.
Помните: сначала правильно выберете переднюю передачу, и только потом с помощью заднего переключателя корректируйте передачу!
Советы по уходу за системой переключения передач
Многие байкеры сходятся во мнении, что байк – живой. Но не позволяйте ему проявлять характер. В особенности это касается системы переключения скоростей: если скорости переключаются без Вашего участия или не переключаются вовсе, когда вы этого хотите, - это не всегда означает, что компоненты изношены или поломаны, скорее всего, проблема в грязи или траве, попавшей на перекидку, в цепь или звездочки. Обязательно чистите и смазывайте цепь, звездочки и переключатель – подобная забота способствует более плавному и четкому переключению, а, следовательно – комфортному катанию.
Очень важно хорошо чувствовать байк, тогда вы услышите любой посторонний звук. Например, посторонний «металлический звук» может возникнуть из-за того, что цепь растянута. Это быстро приводит к износу компонентов. Меняйте цепь как минимум! – раз в сезон.
Регулярно смазывайте и чистите цепь.
Не допускайте сильного перекоса цепи (ориентир по индикаторам 3х1; 1х7, 8 ,9), стремитесь к тому, что бы цепь шла как можно прямолинейнее.
Переключение скоростей во время спуска
Выбирать нужную передачу нужно еще во время приближения к спуску – на самом спуске у Вас не будет на это времени. Нужно будет следить за маневрированием и контролем байка, а не за переключением скоростей.
По мере движения оценивайте местность с точки зрения выбора наиболее оптимальной передачи. Переключайте передачи на байке, как на машине: для каждой скорости есть своя оптимальная передача.
Советы профессионалов:
Когда вы катаетесь по грязи и корням, переключайтесь на более высокую передачу – это поможет реже крутить педали и не вставать с седла. Также уменьшается вероятность завязнуть.
Старайтесь поддерживать равномерный темп вращения педалей.
Перед заездом на крутой подъем, когда Вам необходимо переключиться со средней звезды на маленькую, разгонитесь перед переключением на столько, что бы педали крутились практически вхолостую и только тогда переключайте передачу. В таком случае переход с одной скорости на другую будет плавне.
Зимой или в неблагоприятных условиях целесообразно, что бы весь трос был закрыт рубашкой – скорости будут переключаться заметно медленнее, зато бесперебойно.
Рассчитывайте переключение скоростей заранее. Уже во время спуска нужно оценить крутизну следующего за ним подъем и решить, на какую передачу нужно будет переключиться.
Главное - правильно выбрать время для переключения передач. Во время DН гонок лучше переключиться до выхода из контруклона – это поможет Вам быстро набрать скорость после него, а не искать лихорадочно нужную передачу.
Будьте аккуратны при переключении во время педалирования: цепи, рассчитанные на 9-скоростные кассеты, достаточно тонкие и могут при сильной нагрузке порваться.
На кросс-кантри целесообразно рассчитать переключение передач при приближении к подъему, это поможет вам сохранить нужный темп движения.
Если во время подъема Вы поняли, что выбрали неправильную скорость, дождитесь хотя бы небольшого участка ровной поверхности для переключения на нужную скорость, иначе Вы можете повредить цепь или звездочки.
Во время гонок байкер-кросса цепь изнашивается очень быстро из-за необходимость резко ускориться. Иногда в таких режимах, цепь меняется до 4 раз в сезон. Гонки байкер-кросса очень стремительны, что нет времени думать о сохранности цепи.
Если Вас заботит износ цепи, во время гонки старайтесь не переключаться под нагрузкой. Вы все равно переключитесь, но цепь не будет так изнашиваться, как например, во время переключения при стартовом рывке.
Заранее просчитывайте переключение скоростей при движении по склону и следите за силой педалирования во время переключения.
